Изготовление гранитного щебня. Технология и оборудование для изготовления щебня узких фракций кубовидной формы.
Одним из главных материалов, применяющихся в строительстве, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, это - щебень. От качественных характеристик щебня в значительной мере зависят потребительские свойства (ровность, коэффициент сцепления и т.д.) и долговечность производимых из щебня материалов. Преимущественно это относится к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожного покрытия, напрямую воспринимающих механические нагрузки от движущегося транспорта, находящихся под воздействием природных факторов (переменный температурно-влажностный режим, попеременное замораживание-оттаивание, действие солнечных лучей и т.д.) и антигололедных средств. Щебень, применяемый в дорожном строительстве, примерно можно разделить на три группы:
а) щебень для изготовления оснований дорожных одежд (любые, но в первую очередь осадочные скальные и рыхлые скальные породы с крупностью фракций 5 - 20, 20 - 40, 40 - 70, О - 40, 0 - 70 мм);
б) щебень для нижних слоев покрытий (метаморфические и изверженные горные породы с крупностью фракций 5 -20 и 20 - 40 мм);
в) щебень для верхних слоев покрытий из асфальтобетонных смесей типа А и поверхностной обработки (изверженные и частично метаморфические горные породы крупностью щебня от 5 до 20 мм) с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не более 15% (группа 1 по ГОСТ 8267-93), который принято называть "кубовидным".
За последние годы сформировался спрос на щебень кубовидной формы у строительных организация, но эта потребность в РФ сейчас удовлетворяется только на 30 - 40%.
Важно отметить, что месторождения горных пород, используемых для производства щебня кубовидной формы, располагаются на территории России неравномерно. В Центральном, Северо-Кавказском и Поволжском регионах располагаются в основном месторождения скальных и рыхлых осадочных горных пород. Есть несколько месторождений изверженных горных пород, наиболее крупным из которых является "Павловское" (Воронежская обл.). Наибольшими запасами изверженных горных пород обеспечены Северо-Западный и Уральский регионы. Регионы Сибири и Дальнего Востока обладают всеми типами горных пород для строительства. Суммарный объем производства нерудных материалов (щебень, щебень из гравия, гравий, песок) в России в настоящее время составляет примерно 140 млн. м" в год, причем примерно половина от этого количества используется в дорожном строительстве.
В соответствии с президентской программой "Дороги России XXI века" Союздорнии был произведен расчет потребности в дорожно-строительных материалах и изделиях для другого строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе была, определена потребность в различных видах щебня. В таблице 1 приведена потребность в щебне узких фракций кубовидной формы из изверженных горных пород для различных регионов России. Анализ таблицы 1 показывает, что потребность в щебне кубовидной формы для дорожного строительства составит в 2002 году 9,6 млн. м3, в 2005 - 10,9 млн. м3, а в среднем за период 2001 - 2005 гг. - 10,0 млн. м", 2006 - 2010 гг. - 19,4 млн. м", 2011 - 2020 гг. - 37,0 млн. м".
Длинна дорог общего пользования с твердым покрытием в настоящее время в России составляет около 600 тыс. км, и основная часть щебня кубовидной формы будет использована на их ремонт и содержание.
Большое количество всех видов щебня будет потребляться в Центральном регионе России, где дорожное строительство ведется более или менее интенсивно. Анализ продукции, выпускаемой компаниями нерудной промышленности, разрабатывающими месторождения изверженных горных пород, показывает, что они по большей части вырабатывают щебень в виде смеси фракции 5-20 мм и фракции 20-40 мм. К щебню смеси фракции 5-20 мм, в основном применяемой для производства асфальтобетонных смесей для верхних слоев покрытий, есть серьезные претензии со стороны дорожно-строительных предприятий.
Производимый щебень фракций 5-20 мм обычно очень закрупнен: так, рассевы показывают, что на сите с ячейками размером 12,5 мм содержание материала составляет обычно 70% и более. Это не позволяет из вырабатываемого щебня подобрать оптимальный зерновой состав минеральной части асфальтобетонных смесей, что существенно ухудшает физико-механические параметры асфальтобетона. Исследования Союздорнии, а также отечественный и зарубежный опыты строительства и эксплуатации дорог позволили выяснить, что щебень для изготовления асфальтобетонных смесей для верхних слоев покрытий обязан выпускаться в виде узких фракций (5-10, 10-15, 15-20 мм). Из узких фракций щебня легко подобрать нужные смеси нужного зернового состава. Применение оптимальных смесей позволяет улучшить однородность контролируемых свойств асфальтобетона, увеличить его плотность и сдвигоустойчивость.
Производимый щебень фракции 5-20 мм обычно имеет большое количество зерен лещадной формы - 25-40% и более, в то время, как было указано выше в соответствии с действующей нормативно-технической документацией для верхних слоев асфальтобетонных покрытий, обязан использоваться кубовидный щебень, где содержание зерен лещадной формы не должно превышать 15%. Повышенное наличие зерен лещадной формы отрицательно влияет на удобоукладываемость и плотность асфальтобетонных смесей. Также следует учитывать, что зерна лещадной формы обладают меньшей механической прочностью в сравнении с кубовидными зернами щебня. Поэтому при строительстве (при укатке) и в процессе эксплуатации (под воздействием автотранспорта)зерна лещадной формы дробятся, что может приводить к образованию поверхностей не покрытых битумом. Эти места являются первичными очагами разрушения асфальтобетона при попадании воды и действия затем попеременного замораживания-оттаивания.
Это также подтверждается исследованиями Союздорнии, где изучалась зависимость между разрушением щебня в цилиндре и наличием в нем зерен лещадной формы. Выяснено, что с увеличением количества в щебне (М 1200) зерен лещадной формы с 0 до 20% его разрушаемость увеличилась с 5 до 11%, то есть дробятся преимущественно зерна лещадной формы.
Щебень узких фракций кубовидной формы впервые в широких масштабах нашей страны был применен для формирования верхних слоев асфальтобетонных покрытий при модернизации МКАД. На начало строительства (1996 г.) выяснилось, что щебень узких фракций кубовидной формы в России в необходимых объемах не выпускается. Поэтому АО "Центрдорстрой", являющимся главным подрядчиком строительных работ, для производства этого щебня были преобретены три дробильно-сортировочные установки производительностью 150-250 т/час импортного производства. Машины были смонтированы на территориях асфальтобетонных заводов и производили щебень фракции 5-10 и 10-15 мм с содержанием зерен лещадной формы в пределах 9-13%.
Представительные статистические данные показали, что асфальтобетонное покрытие на МКАД, устраиваемое с использованием щебня узких фракций кубовидной формы, стало более сдвигоустойчивым. Среднее значение угла внутреннего трения асфальтобетона повысилось примерно на 1,5 градуса, а разброс значения угла внутреннего трения значения уменьшился почти в два раза. Среднее сопротивление сдвигу при расчетных условиях возросло с 0,789 до 0,840 МПа. А показатель прочности при сжатии при 50°С асфальтобетона увеличился в среднем на 0,3 МПа и достиг величины 1,6 МПа.
Применение более качественного щебня на МКАД позволило предотвратить образование колеи на МКАД даже в форсмажорных случаях колонного движения и пробок из автомобилей при высоких температурах и продлить срок его эксплуатации.
При производстве щебня кубовидной формы нужно учитывать, что форма зерен дробленой породы в основном определяется текстурно-структурными особенностями начальной горной породы, используемым оборудованием и технологией переработки.
Горные породы, используемые в этом случае для получения щебня узких фракций кубовидной формы, состоят из нескольких минералов, представленных кристаллами, с различной крупностью. При переработке такая горная порода распадается по границам раздела между кристаллами. При этом установлено, что с увеличением размера кристаллов, при прочих разных обстоятельствах, выход готовой продукции кубовидной формы также увеличивается. Метаморфические горные породы во всех случаях характеризуются слоистой текстурой и при дроблении имеют обычную тенденцию расслаиваться на пластины (зерна лещадной формы).
Для производства щебня кубовидной формы обычно используют специальные конусные дробилки или дробилки ударного действия. Последние позволяют получать щебень, форма зерен которого наиболее близка к кубовидной, но эти дробилки характеризуются огромными расходами на рабочие части и увеличенным выходом отсевов дробления. Дробилки ударного действия следует применять в том случае, если вопросам экономики не придают особого значения, а главным фактором является форма зерен готового щебня.
Некоторого снижения содержания зерен лещадной формы в щебне можно добиться и при использовании обычных конусных дробилок. Для этого необходимо, чтобы при изготовлении была, на сто процентов заполнена камера дробления. При этом производство получается не только между конусами дробилки, но и между зернами щебня, расположенными в камере дробления (дробление "в слое" или "в стесненных условиях"). Находящийся в исходном материале и образующиеся в процессе обработки зерна лещадной формы при этом, как механически наиболее слабые, рассыпаются. Для осуществления этого процесса дробилка должна быть оснащена датчиком уровня материала в камере дробления, а также аккумулирующим бункером с питателем. При недостатке материала в камере дробления повышается скорость питателя и направляет нужное количество материала в дробилку. При выработке щебня узких фракций кубовидной формы на действующих предприятиях нерудной промышленности необходимо учитывать следующее. Дробильно-сортировочное оборудование этих производств к настоящему времени физически изношено и устарело.
Реконструкция дробильно-сортировочных производства связана с не малыми техническими и финансовыми трудностями (замена дробилок на последней стадии дробления, расширение площадей грохочения, изменение внутренней транспортной системы, развитие складов готовой продукции и т.д.). В этом случае лучше вместе с модернизацией щебнезаводов устраивать на промплощадках щебзаводов специальные открытые дробильно-сортировочные установки комбайны некапитального вида, предназначенные для получения щебня фракций 5-10, 10-15 и 15-20 мм с содержанием зерен лещадной формы не более 15%. Эти машины намного дешевле по сравнению с капитальными и их можно собрать в течение одного-двух месяцев. В качестве первичного материала при этом можно использовать щебень фракций 20-40 и 40-70 мм. Технологическое оборудование (дробилки, грохота), применяемое в таких установках, в настоящее время производится как российскими , так и зарубежными фирмами. При работе таких комбайнов можно также иметь в виду сезонный спрос на щебень для строительного сектора.
Как было сказано ранее, выработка щебня узких фракций кубовидной формы в больших объемах было организовано в России в середине 90-х годов прошлого века. Для этого вначале часто использовалось дробильно-сортировочное оборудование зарубежных фирм "Svedala" (Швеция), "Nordberg" (Финляндия), "Parker" (Великобритания), так как в нашей стране на этот период дробильного оборудования для обработки щебня кубовидной формы не выпускалось. Дробильное оборудование этих компаний характеризуется высокой надежностью в работе, большими диапазонами производительности и оборудованно системами автоматического управления.
Система управления в основном имеет несколько программ дробления, обеспечивая при этом автоматическое поддержание величины разгрузочной щели дробилки, что, в свою очередь, обеспечивает стабильный зерновой состав готового щебня. Дробилки защищены от поломки при попадании недробимых (металлических) тел путем почти мгновенного увеличения разгрузочной щели, которая автоматически выставляется до необходимого размера после выпуса недробимого материала. Дробилки обычно работают "под завалом" за счет автоматической связи между питателем и дробилкой. Питатель включается при уменьшении уровня щебня в камере дробления. Работа "под завалом" способствует увеличению степени кубовидности щебня.
К чести отечественных производителей оборудования следует сказать, что за прошедший период, несмотря на финансовые трудности, они наладили производство дробильно-сортировочного оборудования для производства щебня кубовидной формы, стоимость которого в 1,5-2 раза меньше аналогичного по производительности и назначению оборудования зарубежных производителей. ОАО "Дробмаш" совместно с ЗАО НПЦ "Кибернетика" наладили производство дробильно-сортировочной линии на базе конусной дробилки ДРО-560 с автоматической системой управления САУ, выполняющей функции указанные выше. Дробилка имеет производительность 40 м3/час и в качестве начального материала использует щебень крупностью 20-40 (70) и 40-70 мм.
ОАО "Механобр-Техника" сейчас выпускает новые дробилки КИД (конусные дробилки инерционного действия с регулируемым дебалансным вибровозбудителем). Дробилки установлены на многих щебнезаводах (Карелия, Воронежская область, Оренбургская область, Московская область и другие). Кроме этого, что это оборудование обеспечивают выпуск щебня кубовидной формы, они позволяют примерно на 10% уменьшить выход брака дробления, а также имеют степень дробления в 1,5-2,0 раза выше, чем у других конусных дробилок.
Дробилки КИД имеют производительность от 15 до 75 м"/час и в качестве исходного материала используют щебень с максимальной крупностью до 140 мм. Дробилка запатентована и применяется за рубежом.
ЗАО "Урал-Омега" производит центробежные дробилки ДЦ для производства щебня кубовидной формы. Эти агрегаты используются в Уральском регионе (ЗАО "Южуралавтобан"). В этой дробилке начальный материал разгоняется за счет центробежных сил до больших скоростей и при столкновении его с футеровкой корпуса происходит его измельчение. Степень разрушения и соответственно выход готовой продукции может регулироваться за счет изменения скорости вращения.
Вывод:
- применение кубовидного щебня существенно повышает качество верхнего слоя покрытия;
- потребность в кубовидном щебне удовлетворяется в РФ меньше чем на 50%;
- использование Российского дробильно-сортировочного оборудования обеспечивает дорожное хозяйство щебнем кубовидной формы.
|